19.05.2016

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. В статье освещены тенденции повышения эффективности организации автотранспортных перевозок в сторону ухода от обслуживания собственным транспортом предприятий и транспортом АТП к передаче всех функций по управлению грузопотоком логистическому оператору, которое не обладает или обладает незначительным объемом реальных активов, основной коммерческий актив – информация о рынке автотранспортных перевозок, методах и способах организации перевозки грузов заказчика на качественно высоком уровне, в короткие сроки и с минимальными затратами.

Ключевые слова: коммерческий актив, рынок автотранспортных перевозок, методы и способы организации перевозки грузов.

В современных экономических условиях для повышения эффективности внешнеэкономического взаимодействия и полноценного использования потенциала отечественных грузовых автомобильных предприятий актуальной проблемой становится форма управления операционной логистической деятельностью транспортировки грузов. Различия в формах организации автомобильных грузоперевозок отечественными предприятиями в сравнении с зарубежными партнерами до недавнего времени препятствовали развитию международной кооперации в сфере транспортной логистики. Существует устойчивая тенденция изменений отечественных автотранспортных предприятий с выполнения функций оператора логистических услуг, присущих зарубежным логистическим компаниям. Грузовое автомобильное транспортно-логистическое предприятие (ГАТЛП) осуществляет организацию грузоперевозок с подбором оптимальных маршрутов, расчетом оптимальной частоты доставки грузов, подбором соответствующего подвижного состава, экспедирование товародвижения, грузонакопление и переработку, маркировку, пломбирование, оформление товарно-транспортных, транспортно-технологических и других документов, переадресацию грузов, поиском собственника невостребованных грузов, работа по претензиям грузовладельцев, а при необходимости работ по розыску грузов, транспортных средств и т.п. в срок и с гарантией сохранности, на условиях, отраженных в договоре на комплексное транспортно-логистическое обслуживание. Т.е. ГАТЛП берет на себя выполнение функций логиста компании-заказчика.

Если рассмотреть зарубежный опыт организации автотранспортных перевозок, можно выявить типологию компаний, осуществляющих функции по управлению грузопотоком (рисунок 1). По уровню комплексности предоставляемых услуг и глубине интеграции эти компании подразделяются на PL-провайдеров.



Рисунок 1 – Структура логистических предприятий [328]

  • 1PL-провайдеров (FirstPartyLogisticsProvider) - это компании с автономной логистикой, где все операции выполняет сам грузовладелец;
  • 2PL-провайдеров (SecondPartyLogisticsProvider) – компании, оказывающие традиционные услуги по транспортировке или управлению складскими помещениями;
  • 3PL-провайдеров (ThirdPartyLogisticsProvider) – предприятия, оказывающие услуги не только по транспортировке и экспедированию грузов, но и складирование, перегрузку, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, за частую с использованием субподрядчиков;
  • 4PL-провайдеров (FourthPartyLogisticsProvider) – компании, которые решают комплекс задач по планированию, управлению и контролю всех логистических процессов заказчика с учетом долгосрочных стратегических целей и конкретных задач. По сути, это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов.
  • 5PL-провайдеров (FifthPartyLogisticsProvider) – компании, осуществляющие свою деятельность на базе Интернет-логистики, т.е. использующие Интернет как единую виртуальную платформу для электронных средств информации.

Эти же компании в зависимости от степени интегрированности деятельности с бизнесом заказчика, количества реализуемых функций, доступа к международным и региональным рынкам сбыта можно классифицировать следующим образом (таблица 1).


Параметр

Типы логистических предприятий

1PL

2PL

ГАТЛП

3PL

4PL

5PL

1

2

3

4

5

6

7

Описание

Грузовладелец

Транспортные компании,
грузовые терминалы, склады общего пользования, экспедиторы, агенты, таможенные брокеры, стивидорные, страховые и  консалтинговые компании

Транспортные компании, оказывающие помимо грузоперевозок другие логистические услуги

Фирмы, оказывающие комплексный логистический сервис

Интеграторы полного цикла

Интеграторы полного цикла на базе Интернет-логистики

Оказываемые услуги

-

Одна из функций (исходя из сферы деятельности)

Одна из функций или несколько (исходя из сферы деятельности)

Многофункци-
ональность

Интегрированная многофункциональность, комплексность услуг

Доступ к рынкам сбыта

Местный, регинальный

Местный, региональный

Местный, региональный, межрегиональный

Межрегиональный

Глобальный, доставка «от двери до двери»

Глобальный, посредством Интернет

Взаимо-отношения в цепи поставок

-

Разовые сделки, годовые контракты

Разовые сделки, контракты, долгосрочные отношения (от 3-х лет)

Долговременные отношения (3-5 лет)

Стратегическое партнерство

Виртуальное предприятие

Конкуренто-
способность

-

Разрозненная

Разрозненная, стремление к кооперации

Коопераций
логистических посредников, формирование
альянсов

Несколько крупных альянсов на рынке

Ключевые компетенции

Много активов, минимум рисков

Много активов, выполнение ключевых операций

Владение информацией, выполнение ключевых операций

Смещение от
владения активами к владению информацией

Управление информацией, интеграция на основе ИТ

Управление информациейв едином информационном пространстве

Ценность компании для клиента

-

Снижение издержек за счет оптимизации отдельных функций

Снижение издержек за счет оптимизации отдельных или нескольких взаимосвязанных функций

Снижение издержек благодаря комплексной оптимизации бизнес-процессов

Снижение издержек и оптимизация всех бизнес-процессов путем интеграции ЦП

Снижение издержек и оптимизация всех бизнес-процессов на базе ИТ в ЕИП

В то же время в российских условиях, виду значительного отставания развития транспортного рынка от зарубежных аналогов данная схема полностью не реализуется. Четко прослеживается наличие промежуточных форм между традиционными типами транспортно-логистических предприятий, что говорит о незрелости рынка, о процессе формирования логистики в России. Исходя из приведенной классификаций, ГАТЛП, выделяемое автором в качестве нового вида грузовых автотранспортных предприятий, с точки зрения зарубежного опыта можно отнести к промежуточной стадии 2 и 3PL-провайдера логистических услуг. ГАТЛП как промежуточное звено между 2PL- и 3PL-провайдерами вправе решать задачи следующего рода:
- использовать собственные и наемные грузовые транспортные средства и товарные склады;
- действовать как логистический оператор перевозки грузов в смешанном сообщении;
- выступать в качестве арендатора, арендодателя и генподрядчика транспортных средств, складов и терминалов;
- привлекать третьих лиц (аутсорсинг) для выполнения различных работ;
- пользоваться услугами дочерних стивидорных и тальманских фирм.

Внешнеэкономическое взаимодействие в сфере грузовых автомобильных перевозок расширили деятельность ГАТЛП, которая охватывает управление сквозным материальным потоком через согласованное взаимодействие с непосредственными перевозчиками (владельцами автотранспорта), обеспечивающими транспортную составляющую логистической цепи, и координацию различных видов деятельности в пунктах перевалки грузов.

Интеграция положительного зарубежного опыта организации автотранспортных грузоперевозок позволила современным отечественным ГАТЛП повысить свою конкурентоспособность и активно участвовать ввнешнеэкономической деятельности связанной с управлением потоковыми процессами в глобальном пространстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Миронюк, В.П. Теория и методология управления грузовыми транспортно-логистическими системами в рамках территориально организованных комплексов. Автореферат диссер. Доктора экономических наук. – Ростов-на-Дону, 2007. – 204 с.

Нестеров С.Ю. Тенденции развития логистических услуг в Центрально-Черноземном регионе. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, Воронеж, - 2009. - № 1. - С. 15-19.

Нестеров С.Ю. Совершенствование новых форм организации автотранспортных перевозок / Социально-экономические аспекты инновационного развития систем в условиях возрастающей глобализации: сборник трудов международной научно-практической конференции // под ред. проф. Безруковой Т.Л. М.: изд-во «КноРус», 2010. – С. 360-362.

Нестеров С.Ю. Типология логистических предприятий в Центрально-Чернозёмном регионе / С.Ю. Нестеров // гл. ред. Преображенский Б.Г., РАГС, Регион, Воронеж, 2010, - №3(10), с.29-35.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.