05.02.2014

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГАТП

В круге задач, решаемых в настоящее время в российской экономике, несомненно, важную роль играет обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности предприятий. Этим объясняется растущий интерес к таким направлениям в сфере управления, которые, соответствуя целям повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, позволяют в то же время сохранять их финансовую независимость и стабильность в различных, неизбежно изменяющихся ситуациях. Подобный подход ведет к признанию приоритетности в рассматриваемой области инновационного менеджмента, т.е. деятельности, ориентированной на получение и реализации оптимальных управленческих решений нового положительного качества того или иного намеченного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, управленческого и т. д.).
Действие механизма управления ГАТП заключается в том, что он с использованием различных организационных форм, управленческих методов  и экономических инструментов принуждает участников организации процесса автомобильных грузоперевозок к определенной деятельности, позволяющей ГАТП гибко реагируя на изменения внешней и внутренней среды переходить на новый уровень своего развития.
Цель механизма управления ГАТП – с помощью методов, форм и инструментов обеспечить сглаживание возмущений внешних и внутренних факторов, определяющих функционирование и развитие ГАТП.
Общими задачами механизма управления ГАТП как управления персоналом и деятельностью являются:
1. Разработка принципов управления, обеспечивающих эффективное функционирование ГАТП и высококачественное удовлетворение потребностей клиентов в грузоперевозках автотранспортом;
2. Формирование методических подходов к планированию, организации, контролю и координации процессов организации грузоперевозок;
3. Разработка инструкций и положений для реализации механизма управления ГАТП;
4. Формирование системы критериев и показателей деятельности ГАТП и обеспечение их качественного и количественного роста;
5. Обеспечение сбалансированности всех элементов деятельности ГАТП;
6. Формирование информационной базы для принятия решения в области управления ГАТП;
7. Согласование интересов взаимодействующих сторон путем выбора методов и ресурсов управления ГАТП;
8. Создание потенциала развития ГАТП через повышение конкурентных преимуществ, культуры и компетентности управления.
Механизм управления ГАТП – это система деятельная, рабочая, которой присущи как общие функции механизмов, так свои специфические функции.
Общие функции:
1. Организация и упорядочение элементов механизма;
2. Установление взаимосвязей между отдельными элементами механизма;
3. Управляющее воздействие (установление заданий подчинённым; стимулирование выполнения заданий; организация, как средство воздействие на труд и средства производства);
4. Учёт параметров состояния внешней и внутренней среды функционирования ГАТП;
5. Проведение анализа деятельности ГАТП и выявление проблем его функционирования;
6. Сравнение результатов деятельности ГАТП с установленными нормами;
7. Принятие управленческих решений.
Специфическими функциям механизма управления ГАТП являются:
1) Организация обеспечения на ГАТП такого конкурентного преимущества, которое позволяет оказывать востребованные рынком логистические услуги на принципах аутсорсинга, денежные средства для оплаты своих обязательств и профессиональные кадры, способные реализовать необходимые процессы на качественно высоком уровне;
2) Упорядочение процесса оказания логистических услуг (например, алгоритмизация процесса выполнения заявки клиента) посредством формализации функциональных обязанностей исполнителей;
3) Умеренное расширение сфер деятельности ГАТП в соответствии с тенденциями и закономерностями внешней и внутренней среды.
Таким образом, описав цель, задачи и функции механизма управления ГАТП можем определить его сущность.
Механизм управления ГАТП есть совокупность средств и методов воздействия субъекта управления ГАТП (руководителя и менеджеров) на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента - интересов, ценностей, установок, устремлений.
Механизм управления ГАТП действует на основе методологии управления (научной базы системы управления ГАТП, представляющей собой совокупность принципов, способов, методов организации и построения практической деятельности ГАТП) для преобразования внешних и внутренних факторов в достижение целей функционирования (рисунок 1).

Механизм управления ГАТП – система многоуровневого строения, которая включает:
А) функциональные подмеханизмы (совокупность методов управления персоналом и процессами компании);
Б) подмеханизмы обеспечения:
1) организационный (изменение организационной структуры управления, изменение функциональной структуры, формирование рациональных связей между структурными подразделениями ГАТП, внутренняя нормативная база, стратегическое и оперативное управление);
2) экономический (оценка финансовой устойчивости, прогнозирование финансовых показателей, повышение стоимости бизнеса, оптимизация издержек, привлечение инвестиционных ресурсов);
3) социальный (создание и поддержание сильной положительной организационной культуры, материальная и моральная мотивация персонала, развитие персонала, сокращение текучести кадров);
4) ресурсный (материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение);
5) нормативно-правовой (законы, инструкции, положения, методики).
Для уточнения содержания механизма управления ГАТП целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть его методы, формы и инструменты.
В рамках подмеханизма управления персоналом организации применяются экономические, организационно-распорядительные и социально-психологических методы управления.
Экономические методы механизма управления - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).
 В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всего ГАТП.
Управление использованием трудовых ресурсов осуществляется путем регулирования размера фонда заработной платы с учетом выполнения плановых показателей и мер по материальному стимулированию повышения значения этих показателей.
Административные методы механизма управления ГАТП - это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.
К числу административных методов относятся:
распоряжение,
регламентирование,
нормирование.
Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности ГАТП (положение о предприятии, устав, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила и т.д.).
Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности ГАТП (например, норма выполнения заявок для менеджера отдела обслуживания клиентов).
Распорядительные методы реализуются в форме приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды и рекомендаций.
Административные методы управления ГАТП - мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления.
Используемые инструменты механизма управления:
 административные (приказ, распоряжение, указание);
 нормативные (закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения);
 экономические (процент выплачиваемой прибыли, цена оказываемой услуги (назначенная), заработная плата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху);
 социально-психологические (выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации).
Социально-психологические методы механизма управления ГАТП осуществляются путем руководящего воздействия на социальные принципы работы  персонала. Они основаны на изучении социального состава и условий коллектива, индивидуальных особенностей и интересов работника.
Социально-психологические методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают:
воздействие руководителя на межколлективные отношения;
изучение зависимости деятельности коллектива от его структуры;
изучение условия включения в коллектив новых членов;
изучение психологических особенностей различных форм коллективного труда;
учет влияния дисциплинарной практики и других факторов на настроение коллектива;
влияние стиля руководства на взаимоотношения членов коллектива;
влияние отдельной личности в коллективе;
психологические основы авторитета личности.
В практике управления ГАТП целесообразно применять различные социологические методы и приемы исследований (метод научно-технических конференций; анкетирование; интервьюирование и личное наблюдение; социальный эксперимент; социальное стимулирование).
Формирование и совершенствование коллектива - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителем ГАТП.
Для достижения сплоченности коллектива, повышения уровня его нравственной зрелости руководитель должен уделить внимание наличию конкретной цели в деятельности коллектива, которая бы ясно и четко воспринималась всеми работниками, традициям и опыту коллектива.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
Инструменты механизма управления – договорные:
убеждение,
критика,
информирование,
выступление руководителя перед работниками.
Что касается методов подмеханизма управления процессами ГАТП, предполагающих моделирование основных компонентов автомобильных грузоперевозок, они составляют основу общенаучной методологии, подробно рассмотренной автором в предыдущей главе настоящей диссертационной работы.
Основными методами обеспечивающих подмеханизмов управления ГАТП могут выступать:
1. Методы, направленные на диагностику фактического состояния ГАТП и выявление проблем в области  обеспечения его развития:
структурно-логический анализ факторов, влияющих на деятельность ГАТП;
метод декомпозиции и структуризации целей (SADT-моделирование);
динамический метод;
метод попарного сравнения;
метод оценок и экспертного анализа;
метод сравнения ключевых показателей и процессов с наилучшей практикой;
методы финансового анализа;
метод интегральной оценки;
методы оценки возможного развития ГАТП на основе выявления конкурентных преимуществ: SWOT- анализ, STEP – анализ.
2. Методы обеспечения функционирования и развития ГАТП:
стоимостно-ориентированные методы управления;
метод сбалансированных показателей (выделение финансовых и нефинансовых показателей);
методы стратегического планирования;
методы инновационного развития;
методы раскрытия информации.
3. Методы прогнозирования будущего ГАТП:
экономическо-математическое моделирование;
методы корреляционно-регрессионного анализа;
морфологический метод;
метод динамического программирования.
Условием успешной реализации механизма управления ГАТП является учет следующих положений при выборе вышеперечисленных методов и подходов:
ни один из рассмотренных методов не может считаться универсальным для всех ГАТП;
к выбору методов следует подходить с позиции ситуационных теорий и исходя из конкретных управленческих задач, обеспечивая при этом системный характер управления;
выбор того или иного подхода, так или иначе, связан с сопоставлением выгод от его использования с затратами на его осуществление.
Основными формами механизма управления ГАТП являются:
приказы,
распоряжения,
положения,
инструкции по внедрению и реализации на предприятии механизма или его отдельных элементов.
Инструменты (рычаги) механизма управления ГАТП - это средства, приводящие механизм в состояние функционирования. Механизм начинает работать тогда, когда предприятие начинает активно устанавливать, поддерживать и развивать взаимоотношения с участниками бизнес-среды (заинтересованными лицами) по оказанию аутсорсинговых логистических услуг в области автомобильных грузоперевозок. Таким образом, инструменты приводят механизм в действие путем воздействия на отдельные его элементы и элементы окружающей среды. Среди основных инструментов механизма управления ГАТП можно выделить следующие: цена продукции, заработная плата, стандарты качества, сроки поставок, скидки и др.
Таким образом, проведенное в настоящей главе диссертационного исследования формирование системы управления автотранспортными логистическими предприятиями автор обосновывает следующими аргументами.
1. Доказана целесообразность применения системного подхода к управлению ГАТП с использованием следующих аргументов:
- управление деятельностью ГАТП является сложной, многомерной проблемой, для решения которой целесообразно использовать преимущества системного подхода и системного анализа;
- системный подход объединяет достижения различных областей научных знаний и позволяет эффективно применить их к конкретным проблемам и задачам управления ГАТП;
- системный подход направлен на установление целей и выработку рациональных путей их достижения, что позволяет достичь наилучших результатов управления ГАТП;
- системный подход компенсирует отсутствие достаточной информации при планировании и принятии решений в области управления ГАТП, позволяет снизить неопределенность, обусловленную факторами риска и проблемами финансирования.
2. Предложено определение системы управления ГАТП, под которой в работе понимается совокупность организационных форм и методов, принципов и функций, посредством которых происходит управление персоналом предприятия и обеспечивается рациональное функционирование и совершенствование процессов аутсорсингового логистического обслуживания клиентов в сфере автомобильных грузоперевозок. Использование данного определения позволило сформулировать принципы организации эффективного управления, которое, по мнению автора, зависит от степени отлаженности связей, взаимодействия управляющих и управляемых, от их взаимного понимания, стремления успешно решать стоящие задачи. Кроме того, система управления ГАТП должна не только выработать способность и умение быстро адаптироваться к изменениям во внешнем окружении (совокупности поставщиков, потребителей, конкурентов, трудовых ресурсов, органов государственной власти и т.п.), но и не упускать возможностей, возникающих в этой среде, для извлечения из них дополнительных преимуществ.
3. Установлена структура системы управления ГАТП, в качестве основных компонентов которой, раскрывающих ее содержание, выделены: субъект управления (административно-управленческий персонал ГАТП, который посредством взаимосвязанных методов управления обеспечивает эффективную деятельность объекта управления); объект управления (с одной стороны, - персонал, непосредственно осуществляющий оказание аутсорсинговых логистических услуг в сфере грузовых автоперевозок, с другой – процессы, которые они осуществляют по оказанию данных услуг); методология управления (научная база, совокупность методик, методов, методических инструментов, подходов, моделей, алгоритмов, способствующих принятию обоснованных, своевременных управленческих решений, приводящих к достижению предприятиями поставленных целей); каналы передачи информации (самые разнообразные связи - непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Эти связи осуществляют менеджеры, которые принимают решения, используя информацию, поступающую из внешней среды и в результате выполнения всей совокупности процессов); механизм управления (совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента - интересов, ценностей, установок, устремлений).
4. Разграничение целей и задач функционирования каждого из компонентов системы управления ГАТП позволило разработать критерии повышения ее эффективности: оперативность и надежность, качество принимаемых решений; минимизацию связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда, долю работников управления во всем персонале организации. Кроме того, в работе указано, что эффективность функционирования системы управления ГАТП можно повысить с помощью надежных обратных связей, своевременности и полноты информации, учета социально-психологических качеств персонала, обеспечения оптимального размера подразделений ГАТП.
5. Разработан механизм управления автотранспортными логистическими предприятиями, представляющий собой совокупность средств и методов воздействия субъекта управления ГАТП (руководителя и менеджеров) на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента - интересов, ценностей, установок, устремлений. Действие предложенного механизма управления заключается в том, что он с использованием различных организационных форм, управленческих методов  и экономических инструментов принуждает участников организации процесса автомобильных грузоперевозок к определенной деятельности, позволяющей ГАТП гибко реагируя на изменения внешней и внутренней среды переходить на новый уровень своего развития.
6. Выделены общие и специфические функции механизма управления ГАТП:
- общие функции механизмов: организация и упорядочение элементов механизма, установление взаимосвязей между отдельными элементами механизма, установление заданий подчинённым; стимулирование выполнения заданий; организация, как средство воздействие на труд и средства производства и т.п.;
- специфические функции: организация обеспечения на ГАТП такого конкурентного преимущества, которое позволяет оказывать востребованные рынком логистические услуги на принципах аутсорсинга, денежные средства для оплаты своих обязательств и профессиональные кадры, способные реализовать необходимые процессы на качественно высоком уровне; упорядочение процесса оказания логистических услуг (например, алгоритмизация процесса выполнения заявки клиента) посредством формализации функциональных обязанностей исполнителей; умеренное расширение сфер деятельности ГАТП в соответствии с тенденциями и закономерностями внешней и внутренней среды.
Это позволило повысить эффективность отбора используемых методов и инструментов управления ГАТП.
Разработана структура механизма системы управления ГАТП, включающая совокупность следующих подмеханизмов: функциональные подмеханизмы, представляющие собой совокупность методов управления персоналом и процессами компании, и подмеханизмы обеспечения, включающие организационный, экономический, социальный, ресурсный и нормативно-правовой компоненты. На основе предложенной структуры систематизированы соответствующие методы управления. Так в рамках подмеханизма управления персоналом организации применяются экономические (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена), организационно-распорядительные (методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти и принуждении) и социально-психологические (выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации) методы управления. Методы подмеханизма управления процессами ГАТП предполагают моделирование основных компонентов автомобильных грузоперевозок и составляют основу общенаучной методологии (методики, методы, методические инструменты, подходы, модели, алгоритмы, способствующие принятию обоснованных, своевременных управленческих решений, приводящих к достижению ГАТП поставленных целей). Структуризация компонентов механизма управления позволяет оптимизировать содержание методологического обеспечения управленческого процесса в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Изучение грузопотоков при планировании и организации автомобильных грузовых перевозок [Текст]/ [Н.С.Лихтик, Б.Д.Прудовский, И.Г. Субочева, И.А. Хоршан]; Гос.научн.-исслед.ин-т автомобильного транспорта, Ленингр.филиал. – М.: Транспорт, 1975. – 27с.
2. Информационные ресурсы [Электронный ресурс]. – 2012. - Режим доступа: http://edu.jobsmarket.ru/glossary/pravo/482/
3. Карлофф Б. Деловая стратегия [Текст]/ Б. Карлофф – М.: Финансы и статистика, 1990. – 178 с.
4. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем [Текст]/ Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – М., 1994. – 49 с.
5. Лесина М.С. Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия на примере ОАО «Вязем-ский машиностроительный завод» [Электронный ресурс] / М.С. Лесина, Т.С. Викторова. – 2012. –Режим доступа: http://vfmgiu.ru/files/17.pdf
6. Стаханов, В.Н., Тамбовцев, С.Н. Промышленная логистика: Учебно пособие [Текст]/  В.Н. Стаханов, С.Н. Тамбовцев. – М., 2000. – 96 с.
7. Стаханов, В.Н., Украинцев, В.Б. Теоретические основы логистики [Текст]/  В.Н. Стаханов, С.Н. Тамбовцев. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 160 с.
8. Шипунова, М.А. Снижение себестоимости автомобильных перевозок [Текст]/  М.А. Шипунова. – М.: Транспорт, 1977. – 112 с.
9. Яскевич, О.Г. Основы промышленной логистики: учеб.пособие для вузов по направлению 230100 «Информатика и вычислительной техники» [Текст]/ О.Г. Яскевич, Н.И.Баранников; Воронеж.гос. техн. ун-т. – Воронеж: ВГТУ, 2005. – 139 с.
10. Прозоровская Л.В. Принципы организации стратегического управления инновационным развитием предприятия [Электронный ресурс]: ЦИРЭ / Л.В. Прозоровская. – 2012. – Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=30&page=11

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.