05.02.2014

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ГРУЗОВЫМ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Переход российской экономики от рынка производителя к рынку покупателя выражается в увеличении скорости изменения предпочтений покупателей, их запросов относительно качества доставки продукции и организации перевозочного процесса. Это ведет к необходимости трансформировать деятельность грузовых автотранспортных предприятий (ГАТП). В этих условиях ГАТП должно быть гибким и легко приспосабливаться к изменяющимся запросам рынка. Исходя из этого можно говорить о том, что под  действием  изменений происходящих на рынке грузоперевозок происходит постоянная  адаптация и трансформация предприятий работающих в этой сфере бизнеса. Чтобы успешно функционировать в современных условиях, система управления ГАТП должна не только выработать способность и умение быстро адаптироваться к изменениям во внешнем окружении (совокупности поставщиков, потребителей, конкурентов, трудовых ресурсов, органов государственной власти и т.п.), но и не упускать возможностей, возникающих в этой среде. Этим объясняется растущий интерес к таким направлениям в сфере управления, которые, соответствуя целям повышения эффективности деятельности предприятий, позволяющим в то же время сохранять финансовую независимость и стабильность в различных, неизбежно изменяющихся ситуациях. Подобный подход ведет к признанию приоритетности в рассматриваемой области инновационного менеджмента, т.е. деятельности, ориентированной на получение и реализацию оптимальных управленческих решений нового положительного качества (продуктового, технологического, информационного, организационного, управленческого и т. д.).
Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.
Таким образом, инновационный менеджмент - это система (от греч. systema - целое, составленное из частей) управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации.
Применительно к ГАТП субъектом управления инновационного менеджмента может быть один или группа специалистов, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия организуют целенаправленное функционирование объекта управления.
Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей) (рисунок1).

Субъект управления и объект управления взаимосвязаны между собой каналами передачи информации. Эту связь осуществляют менеджеры, которые принимают решения, используя информацию, поступающую из внешней среды и в результате выполнения всей совокупности процессов (рисунок 2).

Выделяют различные методы инновационного менеджмента нашедшие применение на современном ГАТП. К этим методам относятся: принуждения, побуждения, убеждения, сетевые методы, методы анализа и методы прогнозирования.
Методы принуждения - методы менеджмента, которыми управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему. Эти методы опираются на следующие системы: законодательных актов страны и региона; нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации; планов, программ, проектов, заданий; оперативного руководства (власти).
Методы побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития системы. Эти методы основаны на оптимизации управленческого решения и мотивации персонала на его реализацию.
К основному методу побуждения относится экономическое стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления. Возможны следующие направления такого стимулирования: максимальное удовлетворение физиологических потребностей работников, обеспечение их комплексной безопасности, удовлетворение духовных и социальных потребностей.
Методы убеждения основаны на исследовании психологического портрета личности и на мотивации ее потребностей. Их структура и объем определяются характером, образованием, социальным положением и ценностями конкретной личности.
Методы убеждения применяются к объектам управления с высокой степенью свободы, что делает задачу более трудной: легче приказывать или экономически стимулировать, чем убеждать. Для того чтобы умело убеждать сотрудника в необходимости качественно, в срок и с наименьшими затратами выполнить задание, субъекту управления следует знать его психологические установки.
К конкретным способам изучения и применения результатов для управления социально-психологическими процессами относятся:
• мониторинг для нахождения объекта и предмета убеждения;
• моделирование для отыскания оптимальных параметров предмета убеждения;
• психотехнологии реализации рекомендаций проведенного моделирования;
• моральное стимулирование сотрудников за качество и эффективность работы.
Сетевое тонирование и управление - графоаналитический метод управления процессами создания (проектирования) любых систем. Основным элементом при этом методе является сетевой график, представляющий собой графическую модель всего комплекса работ, нацеленных на выполнение единого задания, в которой отражены логическая взаимосвязь, последовательность работ и связи между ними.
Методы анализа охватывают несколько принципов анализа:
1) единство анализа и синтеза, предполагающее разделение анализируемых сложных явлений, предметов на составные части с целью глубокого изучения их свойств и последующее рассмотрение их в целом по взаимосвязи и взаимозависимости;
2) выделение ведущего звена (ранжирование факторов), включающее постановку целей и установление способов их достижения;
3) обеспечение сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа;
4) оперативность и своевременность;
5) количественная определенность.
К методам анализа относятся: метод сравнения, индексный метол, метод цепных подстановок, метод элиминирования, графический метод, факторный анализ и др.
Прогнозирование - это специфический вид человеческой деятельности, некий процесс, в котором применяются конкретные инструменты. В прогнозном процессе предметом деятельности выступает информация. После ее переработки, систематизации, упорядочения появляется возможность форматировать суждения о том, как изменится прогнозируемый объект.
Под методами прогнозирования подразумевают совокупность приемов мышления, способов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта. От типа объекта зависит тип применяемого метода
Всю совокупность методов прогнозирования, используемых в инновационном менеджменте, можно разделить на три группы:
1) фактографические (формализованные), базирующиеся на первичной информации об объекте (прогнозная экстраполяция, прогнозирование на основе регрессионных моделей, прогнозирование сезонных колебаний, прогнозирование на основе индикаторов и индексов, по аналогии, с применением сетевых моделей, прогнозный граф и др.);
2) экспертные, использующие информацию, получаемую от специалистов-экспертов, которые, в свою очередь, предварительно обобщают фактографическую или иную информацию (индивидуальные интервью, метод комиссий, метод «мозговой атаки», метод Дельфи и др.);
3) комбинированные на основе смешанных информационных массивов.
Инновационные технологии способствуют чрезвычайно быстрым изменениям, которые делают быструю реакцию жизненно важной для успеха. Однако чем больше инноваций внедрено в бизнес, тем большую экономическую ценность приобретают профессиональные и интеллектуальные качества людей, работающих в компании, а это влечет за собой глубокие изменения в менеджменте. Ключевым компонентом  инновационного менеджемента ГАТП является осознание необходимости и организация непрерывного обучения персонала. Чтобы наращивать и эффективно использовать человеческий потенциал, применять новые подходы в управлении, важно постоянно пополнять свои знания. Как подчеркивают специалисты, нельзя не учитывать, что сегодня единственной константой являются перемены и чтобы не отстать от них, совершенствование знаний должно осуществляться опережающими темпами по сравнению с реальной действительностью.
В современных условиях управление ГАТП должно:
а) быть направлено на человека, на то, чтобы сделать людей способными к эффективным совместным действиям;
б) быть неотделимо от культуры;
в) формулировать простые и четкие задачи, на решение которых направляет усилия организация;
г) иметь важнейшими задачами подготовку и развитие работников;
д) формировать коммуникации между людьми и определять индивидуальную ответственность каждого работающего в организации;
е) предусматривать, что оценка работы менеджеров не может ограничиться только производственными показателями, она должна быть многосторонней.
В соответствии с новой философией корпоративного управления одним из главных методов решения проблем бизнеса в современных условиях становится развитие лидерства.
Основу лидерства составляют гуманизм в управлении совместным трудом, создание творческой атмосферы и коллективной заинтересованности в достижении результатов. Любая организация, - отмечает профессор Г. Латфуллин, -  обладает лидерским потенциалом, поскольку каждый ее член способен влиять на других сотрудников. Проблема состоит в раскрытии этого потенциала, превращении его в ресурс и соответствующем использовании.
Эффективное применение концепции управления человеческими ресурсами в ГАТП во многом определяется степенью реализации лидерского потенциала его работников.
В современном бизнесе ключевое значение придается фактору организационной культуры. Этика в бизнесе объявляется «золотым правилом менеджмента». Важной чертой управления является усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участия работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности.
Одной из важнейших отличительных особенностей современной управленческой парадигмы является широкое признание и практическая реализация в системе корпоративного управления концепции «предпринимательского менеджмента». Предпринимательское управление - это управление в условиях неопределенной среды, характеризующееся стремлением к постоянным изменениям, поиском новых возможностей и высокой степенью риска в их реализации. Предпринимательский тип управления означает стиль работы, действий, осуществляемых для поддержания конкурентоспособности фирмы за счет создания гибкой системы управления, лучшей адаптации не только к настоящим условиям, но, что особенно важно, для обеспечения и сохранения этой способности на длительный период. Как отмечают специалисты, предпринимательское управление позволяет создать организацию, способную лучше других адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды. А это особенно актуально для ГАТП как новой формы организации автомобильных грузоперевозок, функционирующей в условиях нестабильной среды и зависящей от профессионализма персонала и релевантности информации.
При формировании системы управления ГАТП автором считается целесообразным использовать основные положения процессного, функционального, кибернетического и комплексного подходов, а в качестве общеметодологического применить системный подход. Именно сочетание указанных подходов позволит выполнить требования к построению системы и эффективно осуществлять управление ею. В соответствии с процессным подходом управление ГАТП  представляет собой непрерывный процесс планирования, организации, контроля и координации автоперевозочного процесса. Применение функционального подхода обусловлено совокупностью функций, реализуемых в процессе управления. Скоординированность работы специалистов ГАТП, учитываемая при построении системы, позволит повысить эффективность выполняемых процессов и деятельности ГАТП.
Кибернетический подход предполагает построение системы управления ГАТП как совокупности управляемой и управляющей подсистем с присущими им процессами и процедурами управления, соединенными между собой цепью причинно-следственной зависимости (через выявление прямых и обратных связей, «черного ящика», т.е. системы, в которой исследователю может быть доступна только входная и выходная информация, а внутреннее устройство может быть не известно).
Комплексный подход к формированию системы предполагает учет как внутренней, так и внешней среды организа­ции, т.е. экономических, геополитических, социальных, демографических, эко­логических и других факторов.
Исходя из этого, систему управления ГАТП автор определяет как совокупность организационных форм и методов, принципов и функций, посредством которых происходит управление персоналом предприятия и обеспечивается рациональное функционирование и совершенствование процессов обслуживания клиентов в сфере автомобильных грузоперевозок (рисунок 3).

Система управления ГАТП должна быть эффективной, что предполагает оперативность и надежность, качество принимаемых решений; минимизацию связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда, долю работников управления во всем персонале организации.
Эффективность функционирования системы управления ГАТП можно повысить с помощью надежных обратных связей, своевременности и полноты информации, учета социально-психологических качеств персонала, обеспечения оптимального размера подразделений ГАТП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Менеджмент на транспорте: Учеб. пособие для вузов по спец. «Менеджмент организации» [Текст]/ [Ю.В.Буралев, Н.Н.Громов и др.]; под общ.ред. Н.Н.Громова, В.А.Персианова. – 5-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 526с.
2. Мильнер, Б.З., Евенко, Л.И., Рапопорт, В.С. Системный подход к организации управления [Текст]/ Б.З. Мильнер, Л.И. Евенко, В.С. Рапопорт. – М.: Экономика, 1983. – 224 с.
3. Нестеров С.Ю. Проблемы, тенденции развития логистических систем в Центрально-Черноземном регионе [Текст]/  С.Ю. Нестеров // Транспортное дело России, Москва - 2008. - № 5. - С. 8-9.
4. Нестеров С.Ю. Совершенствование новых форм организации автотранспортных перевозок / Социально-экономические аспекты инновационного развития систем в условиях возрастающей глобализации: сборник трудов международной научно-практической конференции [Текст]/  под ред. проф. Безруковой Т.Л. М.: изд-во «КноРус», 2010. – С. 360-362.
5. Орлов Е.А. Управление бизнес-процессами на предприятии: автореферат дисс…канд.экон.наук [Текст] / Е.А. Орлов. – М., 2009, 29 с.
6. Осипов Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма [Текст]/ Ю.М. Осипов. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 368 с.
7. Прозоровская Л.В. Принципы организации стратегического управления инновационным развитием предприятия [Электронный ресурс]: ЦИРЭ / Л.В. Прозоровская. – 2012.
8. Резер, С.М. Управление транспортным комплексом [Текст]/ Отв.ред. А.А. Воронов; АН СССР, Ин-т пробл. управления, ВИНИТИ. – М.: Наука, 1988. – 326 с.
9. Хмельницкий, А.Д. Экономика и управление на грузовом автомобильном транспорте: учеб. Пособие [Текст]/  А. Д. Хмельницкий. - Москва: Академия, 2007. - 256 с.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.