12.05.2014

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ГРУЗОВЫМ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Управление, организация работы ГАПТ и процесса грузоперевозок претерпевают постоянные изменения, что приводит к появлению различных систем, подходов и концепций к управлению , адекватных уровню развития логистической отрасли и . Проблемы глобализации имеют свою специфику для стран с переходной экономикой, и в частности для России. Дело в том, что необходимость адаптации национального хозяйства к требованиям и вызовам глобализации, нейтрализации рисков, связанных с ней, и ее негативных последствий совпала по времени с процессами трансформации экономической системы в Российской Федерации, переходом от централизованного планового (административно-командного) хозяйства к экономике, основанной на рыночных принципах. В результате страна оказалась затронутой двумя шоками различной природы, воздействие каждого из которых на национальную экономику взаимно усиливалось в результате взаимодействия с другим. Все это предопределило дополнительную сложность и остроту проблем экономики России, связанных с протеканием в рамках мирового хозяйства глобализационных процессов.

Переход российской экономики от рынка производителя к рынку покупателя выражается в увеличении скорости изменения предпочтений покупателей, их запросов относительно качества доставки продукции и организации перевозочного процесса, которые ведут к необходимости трансформации деятельности грузовых автотранспортных предприятий. В этих условиях ГАТП должно быть гибким и легко приспосабливаться к изменяющимся запросам рынка. Исходя из этого можно говорить о том, что под  действием  изменений происходящих на рынке грузоперевозок происходит постоянная  адаптация и трансформация предприятий работающих в этой сфере бизнеса. Чтобы успешно функционировать в современных условиях, система управления ГАТП должна не только выработать способность и умение быстро адаптироваться к изменениям во внешнем окружении (совокупности поставщиков, потребителей, конкурентов, трудовых ресурсов, органов государственной власти и т.п.), но и не упускать возможностей, возникающих в этой среде, для извлечения выгоды из них. 

Динамичные изменения на рынке приводят к возникновению новых преград и угроз, рождению новых целей и задач деятельности ГАТП. Это требует адекватных ответных изменений внутри самой компании.

Известный специалист в области менеджмента Б. Карлофф [3] выделяет девять ключевых факторов, способствующих решению проблем изменения управления любого предприятия (рисунок 1).

Рисунок 1 – Ключевые факторы успеха компании

Источник: составлено автором по материалам [3]

Известные теоретики ситуационного подхода в менеджменте Г. Кунц и С. О'Доннел подчеркивают, что не существует универсального, «наилучшего способа» достижения определенных результатов при любых обстоятельствах. Эффективное управление - это всегда управление по обстоятельствам, т.е. ситуационное управление.

Ситуационный подход к управлению ГАТП ориентирует субъект управления (руководителя) на:

1) поиск движущей пружины ситуации (анализ, характеристика проблемы, «основное звено», управленческая задача, расстановка сил, социальные технологии), где методом выступает ситуационный анализ;

2) нахождение связей данной ситуации с предшествующими обстоятельствами и прогноз развития ситуации;

3) соотношение управленческой ситуационной задачи с задачами глобального уровня;

4) обоснование и использование оптимальных методов, форм, технологий решения управленческих проблем в данной ситуации;

5) формирование адаптивного стиля управления.

Люди и знания, которыми они владеют, являются главным ресурсом ГАТП. Информационные технологии способствуют чрезвычайно быстрым изменениям, которые делают быструю реакцию жизненно важной для успеха. Однако чем больше инфотехнология революционизирует бизнес, тем большую экономическую ценность приобретают эксклюзивные человеческие качества людей, работающих в компании, а это влечет за собой глубокие изменения в менеджменте. Управлять в старом стиле уже невозможно. Ключевым компонентом современного управления ГАТП является осознание необходимости и организация непрерывного обучения персонала. Чтобы наращивать и эффективно использовать человеческий потенциал, применять новые подходы в управлении, важно постоянно пополнять свои знания. Как подчеркивают специалисты, нельзя не учитывать, что сегодня единственной константой являются перемены и чтобы не отстать от них, совершенствование знаний должно осуществляться опережающими темпами по сравнению с реальной действительностью.

В современных условиях управление ГАТП должно:

а) быть направлено на человека, на то, чтобы сделать людей способными к эффективным совместным действиям;

б) быть неотделимо от культуры;

в) формулировать простые и четкие задачи, на решение которых направляет усилия организация;

г) иметь важнейшими задачами подготовку и развитие работников;

д) формировать коммуникации между людьми и определять индивидуальную ответственность каждого работающего в организации;

е) предусматривать, что оценка работы менеджеров не может ограничиться только производственными показателями, она должна быть многосторонней.

В соответствии с новой философией корпоративного управления одним из главных методов решения проблем бизнеса в современных условиях становится развитие лидерства.

Основу лидерства составляют гуманизм в управлении совместным трудом, создание творческой атмосферы и коллективной заинтересованности в достижении результатов. Любая организация, - отмечает профессор Г. Латфуллин, -  обладает лидерским потенциалом, поскольку каждый ее член способен влиять на других сотрудников. Проблема состоит в раскрытии этого потенциала, превращении его в ресурс и соответствующем использовании.

Эффективное применение концепции управления человеческими ресурсами в ГАТП во многом определяется степенью реализации лидерского потенциала его работников.

В современном бизнесе ключевое значение придается фактору организационной культуры. Этика в бизнесе объявляется «золотым правилом менеджмента». Важной чертой управления является усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участия работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности.

Одной из важнейших отличительных особенностей современной управленческой парадигмы является широкое признание и практическая реализация в системе корпоративного управления концепции «предпринимательского менеджмента». Предпринимательское управление - это управление в условиях неопределенной среды, характеризующееся стремлением к постоянным изменениям, поиском новых возможностей и высокой степенью риска в их реализации. Предпринимательский тип управления означает стиль работы, действий, осуществляемых для поддержания конкурентоспособности фирмы за счет создания гибкой системы управления, лучшей адаптации не только к настоящим условиям, но, что особенно важно, для обеспечения и сохранения этой способности на длительный период. Как отмечают специалисты, предпринимательское управление позволяет создать организацию, способную лучше других адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды. А это особенно актуально для ГАТП как новой формы организации автомобильных грузоперевозок, функционирующей в условиях нестабильной среды и зависящей от профессионализма персонала и релевантности информации.

При формировании системы управления ГАТП автором считается целесообразным использовать основные положения процессного, функционального, кибернетического и комплексного подходов, а в качестве общеметодологического применить системный подход. Именно сочетание указанных подходов позволит выполнить требования к построению системы и эффективно осуществлять управление ею. В соответствии с процессным подходом управление ГАТП  представляет собой непрерывный процесс планирования, организации, контроля и координации автоперевозочного процесса. Применение функционального подхода обусловлено совокупностью функций, реализуемых в процессе управления. Скоординированность работы специалистов ГАТП, учитываемая при построении системы, позволит повысить эффективность выполняемых процессов и деятельности ГАТП.

Кибернетический подход предполагает построение системы управления ГАТП как совокупности управляемой и управляющей подсистем с присущими им процессами и процедурами управления, соединенными между собой цепью причинно-следственной зависимости (через выявление прямых и обратных связей, «черного ящика», т.е. системы, в которой исследователю может быть доступна только входная и выходная информация, а внутреннее устройство может быть не известно).

Комплексный подход к формированию системы предполагает учет как внутренней, так и внешней среды организа­ции, т.е. экономических, геополитических, социальных, демографических, эко­логических и других факторов.

Исходя из этого, систему управления ГАТП автор определяет как совокупность организационных форм и методов, принципов и функций, посредством которых происходит управление персоналом предприятия и обеспечивается рациональное функционирование и совершенствование процессов аутсорсингового логистического обслуживания клиентов в сфере автомобильных грузоперевозок (рисунок 2).

Рисунок 2 – Система управления автотранспортным логистическим предприятием (ГАТП) (составлено автором)

По мнению автора, основными компонентами системы управления ГАТП, раскрывающими ее содержание, являются:

1) субъект управления (административно-управленческий персонал ГАТП, который посредством взаимосвязанных методов управления обеспечивает эффективную деятельность объекта управления);

2) объект управления (с одной стороны, - персонал, непосредственно осуществляющий оказание аутсорсинговых логистических услуг в сфере грузовых автоперевозок, с другой – процессы, которые они осуществляют по оказанию данных услуг);

3) методология управления (научная база, совокупность методик, методов, методических инструментов, подходов, моделей, алгоритмов, способствующих принятию обоснованных, своевременных управленческих решений, приводящих к достижению предприятиями поставленных целей);

4) каналы передачи информации (самые разнообразные связи - непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Эти связи осуществляют менеджеры, которые принимают решения, используя информацию, поступающую из внешней среды и в результате выполнения всей совокупности процессов);

5) механизм управления (совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента - интересов, ценностей, установок, устремлений).

Система управления ГАТП должна быть эффективной, что предполагает оперативность и надежность, качество принимаемых решений; минимизацию связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда, долю работников управления во всем персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления ГАТП можно повысить с помощью надежных обратных связей, своевременности и полноты информации, учета социально-психологических качеств персонала, обеспечения оптимального размера подразделений ГАТП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Менеджмент на транспорте: Учеб. пособие для вузов по спец. «Менеджмент организации» [Текст]/ [Ю.В.Буралев, Н.Н.Громов и др.]; под общ.ред. Н.Н.Громова, В.А.Персианова. – 5-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 526с.
  2. Мильнер, Б.З., Евенко, Л.И., Рапопорт, В.С. Системный подход к организации управления [Текст]/ Б.З. Мильнер, Л.И. Евенко, В.С. Рапопорт. – М.: Экономика, 1983. – 224 с.
  3. Нестеров С.Ю. Проблемы, тенденции развития логистических систем в Центрально-Черноземном регионе [Текст]/  С.Ю. Нестеров // Транспортное дело России, Москва - 2008. - № 5. - С. 8-9.
  4. Нестеров С.Ю. Совершенствование новых форм организации автотранспортных перевозок / Социально-экономические аспекты инновационного развития систем в условиях возрастающей глобализации: сборник трудов международной научно-практической конференции [Текст]/  под ред. проф. Безруковой Т.Л. М.: изд-во «КноРус», 2010. – С. 360-362.
  5. Орлов Е.А. Управление бизнес-процессами на предприятии: автореферат дисс…канд.экон.наук [Текст] / Е.А. Орлов. – М., 2009, 29 с.
  6. Осипов Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма [Текст]/ Ю.М. Осипов. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 368 с.
  7. Прозоровская Л.В. Принципы организации стратегического управления инновационным развитием предприятия [Электронный ресурс]: ЦИРЭ / Л.В. Прозоровская. – 2012.
  8. Резер, С.М. Управление транспортным комплексом [Текст]/ Отв.ред. А.А. Воронов; АН СССР, Ин-т пробл. управления, ВИНИТИ. – М.: Наука, 1988. – 326 с.
  9. Хмельницкий, А.Д. Экономика и управление на грузовом автомобильном транспорте: учеб. Пособие [Текст]/  А. Д. Хмельницкий. - Москва: Академия, 2007. - 256 с.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.